Всё о северодвинской росписи

. Это цитата

«Северодвинская роспись и «золотая хохлома »

Берега Северной Двины издавна становились прибежищем для всех недовольных, а также землей уединения для тех, кто искал спокойного места дла жизни по своим правилам. Старообрядцы и осевшие на Русском Севере поляки, крестьянские переселенцы и перебравшиеся к месту торговли купцы - все вносили в размеренный уклад северодвинской жизни что-то свое. Одним из важных вкладов стало достаточно активное распространение искусства переписи книг. Монастыри и пустыни, а также старообрядческие общины активно писали, переписывали, оформляли книги. И одним из важнейших мест в этом процессе отводилась мастерам-писцам. Искусства росписи в северодвинских селах развились из традиций книжного рукописного издания. Рукописные книги являлись не просто текстовыми переписями начисто, они оформлялись с помощью различных декоративных приемов, снабжались иллюстрациями, красивыми винетками, заглавными буквами. Мастера-переписчики привнесли этот декораторский дух в повседневную жизнь, начав расписывать утилитарные предметы, придавая легкость и праздничность суровому в целом быту.Традиция украшения утвари и повседневных предметов зародилась одновременно с человечеством. Даже на первых глиняных тарелках доисторические цивилизации оставляли зарубки и волнистые узоры. Соединение техники книжной графики с творческими идеями северодвинских мастеров создало уникальные росписи, узнаваемые и не вышедшие из моды даже спустя столетия.Обычно северодвинские росписи принято подразделять на три большие группы. Это Пермогорская, Борецкая и Ракульская росписи. Борецкая роспись включает в себя еще две подруппы (кроме собственно Борецкой) - это Пучужская роспись и Тоемская роспись. Названия росписей происходят от названия сел, которые являлись своего рода художественными центрами расписного дела. Все эти центры расположены сравнительно близко друг от друга, но каждое село стремилось к развитию своего стиля, своей манеры письма. В XIX веке росписи превратились в семейное дело, которым занимались целые кланы, тонкости художественного стиля передавались от старшего поколения к младшему. А некоторые мастера становились настолько известными, что их расписные изделия заказывали заранее, желая непременно получить авторскую работу именно этого художника.Говоря о русских северных промыслах, нужно заметить, что обычным материалом для росписей становилось дерево или береста. Деревянная посуда, деревянные прялки и предметы домашнего обихода, берестяные туеса, берестяные лари и сундучки, шкатулочки - все то, что женщины и сегодня любят выбирать "с цветочками", изготавливалось из двух самых доступных и дешевых (дармовых) материалов. У росписи по дереву и бересте есть своя специфика, заключающаяся прежде всего в цвете материала. И береста, и дерево дают различные оттенки желтых, бежевых тонов. Ряд мастерских по росписи предпочитал основу белить (белофонная роспись). Возможно, это тоже своеобразная отсылка к рукописным книгам, к творчеству на бумаге. Другие художники работали прямо по дереву и бересте, которые являлись в этом случае уже готовым, тонированным и фактурным фоном для рисунка.В яркости рисунка и выборе преобладающего красного цвета помимо чисто эстетических целей крылся и некоторый практический расчет. В ежедневной эксплуатации и береста, и дерево подвергаются воздействию воды, трения, перепадов влажности, механическим нагрузкам. Для сохранения декоративности предмета в таких условиях предпочтительнее яркие, контрастные узоры, которые даже чуть стеревшись, остаются заметными и позволяют предмету росписи оставаться нарядным долгое время. Не следует забывать и о том, что в суровом климате Русского Севера, особенно зимой, преобладают холодные бело-серо-черные тона, поэтому в повседневной жизни хотелось теплых, ярких красок, напоминающих о лете, о солнечном свете.

Целесообразность – соответствие программы определенному состоянию, материальная модель которого выступает в качестве цели; форма проявлений причинно-следственных отношений.

   С точки зрения педагогики программа нужна для приобщения ребят к искусству народов России, для развития творческого воображения.

   Форма и методы организации занятий: занятия проводятся в группе с учениками 4-6-х классов. Первые несколько занятий ученики работают на бумаге карандашом, рассматривают рисунки различных видов росписи, слушают рассказы педагога об истории их возникновения, об отличительных чертах той или иной видах росписей, рассматривают готовые изделия, а также – деревянные заготовки для росписей.

   Далее начинающие художники постепенно осваивают мягкий мазок, кистью от каплевидного до штрихового. Далее следует обучение способу работы кистью «примакивание» и вольному рисованию листьев. Для этого целесообразно проводятся несколько занятий по освоению этих приемов. Для поддержания интереса у детей педагогом дается задание – составить или срисовать узор, состоящий из элементов с применением техники «примакивание» и «травка». Далее происходит обучение более сложным элементам росписей:

   - последовательное построение трилистника

 

                                 

 

- ягоды на плавно изогнутой веточке, лист удлиненной формы с волнистыми краями

 

          

 

Эти элементы пишутся красным цветом и украшаются белыми точками. Затем отрабатываются навыки соединения элементов северодвинской росписи – от меньшего к большему. Чтобы точнее научиться рисовать элементы росписи целесообразно дать учащемся освоить элементы карандашом по контуру, в результате чего рука приобретает «механическую память». Элементы записываются красной краской.

 

     

 

 

   Далее происходит обучение поэтапности выполнения веточки с листьями и побегами: прорисовывание пары трилистников, заливание красным цветом, рисование веточки, нанесение белых точек, зеленых листиков между парами трилистников.

 

        

 

   Дальше предлагается обучение рисованию «розетки» (два вида). Розетки украшаются узором из треугольников.

 

                 

 

   Треугольники не равносторонние,  а более узкие и высокие. Розетки раскрашиваются в красные, оранжевые, зеленые и желтые цвета, обводятся черным контуром.

   Учащимся предлагаются незаконченные композиции для того, чтобы закончить узор. Например, при нарисованном центре квадрата закончить рамку и уголки, и предложить подумать, как можно закончить композицию.

 

 

                             

   Дальше по программе предлагается поэтапное рисование трех видов птичек северодвинской росписи. Рисование птичек простое, если постараться вписать их изображение в какую-нибудь геометрическую форму.

 

               

 

   Следующий этап обучения: фрагменты узоров росписи в разных геометрических формах. Все веточки плавно изгибаются, целиком заполняя всю плоскость.

 

 

 

                            

 

 

   «Катание» - следующий фрагмент обучения росписи. Изображение выполняется строго в традициях пучужской росписи: возница одет в крестьянскую одежду: желтую овчинную поддевку и черную шапку. Оранжевая лошадь с желтой дугой запряжена в зеленые саночки, вся остальная плоскость заполнена растительным узором, обрамляет фрагмент геометрический узор, состоящий из треугольников.

 

 

   Учащимся рекомендуется найти характерные для северодвинского письма признаки лопастки прялки, украшенные борецким узором:

- украшенные цветами и птицами главки

- деление лопастки на 3 части

- верхняя часть занята окнами, между которыми – растительный узор

- в средней части – пышный куст, символизирующий древо жизни

- в нижней части – сцена катания

- на сережках прялки – птички

- вся плоскость заполнена вьющимся растительным узором

 

                           

   Далее учащиеся переходят к обучению рисования элементов борецкой росписи:

- геометрический орнамент

                     

- варианты уголков (части рамок, ромбики, треугольники, скобки)

 

 

- тюльпаны и древо: огромные цветы с толстыми прямыми стволиками стеблей, со сдвоенными трилистниками и ягодами клюквы

                      

- последовательность выполнения розетки

        

- борецкий конь

                                  

 

- птицы

           

               

 

                             

 

 

 

 

-         композиция в круге

 

                      

 

 

-         композиция в квадрате

 

 

-         розетка и трилистник

 

-         веточка с ягодами

 

-         прялка

 

   Следующий этап обучения – элементы хохломской росписи:

     - трехпалый мохнатый листик и земляничка

 

 

           

 

- звездочка цветца

                     

- маленькая веточка

             

- орнаменты – украшения предметов «травка», «ромашка», «рыжик», «пряник», «осочка», «дождевик», «кудрины»

 

     

 

        

   Далее учащиеся обучаются процессу приготовления гуаши для рисования на деревянных заготовках. Гуашь разводиться на палитре с водой до состояния жидкой сметаны. Деревянные заготовки вытачиваются на токарном станке. Они должны иметь гладкую поверхность и быть хорошо оттесанными. Выточенные изделия со слегка розоватой поверхностью обработанного дерева называются «бельем».

   Прежде, чем приступить к росписи, нужно покрыть заготовку клеем для лучшего впитывания гуаши. Затем нужно подготовить инструменты художника – тонкие кисти из белки №№ 1,2,3 и баночки с гуашью. После завершения процесса росписи изделие покрывается несколькими слоями лака из пульверизатора – пистолета или кисточкой.

 

5.Цель программы:

 

Овладение основами художественной росписи по дереву на основе традиций народного искусства русского севера и нижегородской хохломы, приобщение к народным традициям, развитие личности ученика через развитие его художественных способностей.

Еще посмотреть http://www.webartplus.narod.ru/folk174.html

Серия сообщений "Рисуем сами":

http://ahnenerbe-prim.narod.ru/

Часть 1 - Шенкурская роспись. Элементы орнамента
Часть 2 - Рисуем человека
Часть 3 - Городецкая роспись
Часть 4 - Русская национальная роспись скачать
Часть 5 - «Северодвинская роспись и «золотая хохлома »
Часть 6 - ИСКУССТВО ПАЛЕХА
Часть 7 - Роспись по стеклу- витраж
...
Часть 33 - Звезда Алатырь
Часть 34 - ЛЕЛЬНИК, оберег для малышей и девочек от 3-х лет и до возраста невесты
Часть 35 - Миниатюры Федоскино.

Серия сообщений "живопись":

живопись

Часть 1 - Luis Ricardo Falero. Я в Женщину - Звезду влюблен...
Часть 2 - КРАСОТА...СТРАШНАЯ СИЛА.
...
Часть 4 - Никас Сафронов
Часть 5 - Из серии - Женская красота сквозь века....
Часть 6 - «Северодвинская роспись и «золотая хохлома »

Серия сообщений "мастер-класс":

мастер-класс

Часть 1 - Снежинки из бумаги. 39 схем снежинок
Часть 2 - Подоконник переходящий в рабочий стол.Идеи.
...
Часть 14 - Делаем из чугуной посуду тефлоновую
Часть 15 - Декор стены - светящиеся бабочки
Часть 16 - «Северодвинская роспись и «золотая хохлома »

Источник: http://marishka57v.livejournal.com/1582265.html




Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]


Культурное наследие Архангельского края Северодвинские росписи Шеллак на ногти которые слоятся

Всё о северодвинской росписи «Северодвинская роспись и «золотая хохлома» - марина захарова
Всё о северодвинской росписи Технология северодвинской росписи - Росписи Северной Двины
Всё о северодвинской росписи Реферат: Зарождение и развитие северодвинской росписи
Всё о северодвинской росписи Зарождение и развитие северодвинской росписи
Всё о северодвинской росписи Технология северодвинской росписи по дереву
Всё о северодвинской росписи Северодвинские росписи - Верхняя Тойма
Всё о северодвинской росписи Culture and art Сундук Пермогорская роспись
Все о северодвинской росписи O - в Москве и МО Бон Саня - Четыре татарина Текст песни - m Встреча выпускников: поздравления, тосты FunnyDay Как клеить временные золотые флеш тату Кровоподтеки на лице без причины Миллиган, Билли Википедия

Похожие новости