Конкурсы профессионального мастерства лаборантов

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Котовский индустриальный техникум»

КОНКУРС

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

hello_html_369ffe7f.gif

hello_html_41a263cd.jpg

Котовск – 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При решении образовательных задач на занятиях химии осуществляется переход от знаниевой парадигмы к деятельностному подходу в обучении, к развитию у студентов способности к профессиональному труду. Знания становятся не самоцелью, а средством, которое влияет на развитие активной деятельностной позиции студентов. На занятиях химией студенты учатся самостоятельно ориентироваться в ситуации, приобретать новые необходимые знания, правильно конкурсы профессионального мастерства лаборантов ставить цели, определять конкретные способы действия, условия достижения цели. Весь процесс обучения носит инновационный характер. Студенты в процессе обучения включаются в разные виды учебной деятельности: поисковой, коммуникативной, игровой, проектной, исследовательской

Успех овладения будущей специальностью для студентов химических направлений во многом зависит от их умения интегрировать приобретенные знания по физико-химическим дисципли­нам. Аналитическая химия как наука о способах идентификации хими­ческих соединений, о принципах и методах определения состава веществ и их структуры занимает особое место в формировании навыков лаборанта. Представляется целесообразным по окончании изучения курса анали­тической химии (IV семестр) по этому предмету проводить игровым методом итоговую работу по аналитической химии, которая позволила бы в интегрированной форме осуществить контроль усвоения студентами учебного материала по физико-химическим дисциплинам и иметь объективный критерий подго­товленности студентов к изучению профильных дисциплин.

Деловые игры в подготовке специалистов известны уже более полувека. Сама идея игрового моделирования впервые поя­вилась в СССР в 1930 г. в Ленинградском инженерно-экономическом институте; в США в 1956 г. она пережила "второе рождение", а термин "деловые игры" стал практически общепринятым. Однако с точки зрения дидактики термин "учебная игра" лучше отражает педагогическую сущность этого вида учебных занятий и может быть употреблен в отношении всего многообразия игр, используемых в обучении студентов.

Игровую форму обучения обязательно следует рассматривать в общем комплексе методов активного обучения, так как разные це­ли обучения достигаются разными методами. При формировании навы­ков профессиональной деятельности следует помнить: чем более высо­кий уровень квалификации (компетентности) требуется достичь обучае­мому, тем более значимое место в его обучении должны занимать де­ловые игры.

В игре заложена возможность выявления творческих способностей студентов, их склонности к исследовательской работе.

Согласно классификации методов активного обучения дело­вая игра должна характеризоваться семью признаками:

  • наличием моде­лирования профессиональной деятельности специалистов;

  • наличием об­щих игровых коллективов;

  • наличием ролей и назначением на них участ­ников;

  • различием интересов участников и учетом условий неопределен­ности;

  • принятием и реализацией последовательности решений;

  • нали­чием системы стимулирования;

  • объективностью оценки результатов.

Все перечисленные признаки присущи предлагаемому конкурсу профессионального мастерства «Лучший химик-аналитик» и реализуются в процессе занятия-игры.

Общий замысел предлагаемой игры основан на том, что студенты должны уметь адекватно выбрать и применить на практике различные химические и физико-химические методы качественного и количественного анализа индивидуального вещества органической и неорганической природы.

Форма занятия в виде ролевой деловой игры требует от каждого участника объективной оценки своих возможностей; способствует непринужденному общению и правильному восприятию критики то­варищей, умению соотнести свое суждение с мнением коллег, форми­рованию профессионального интереса, умению оценивать ситуацию и оперативно принимать наиболее правильное решение; порождает в процессе занятия дискуссии и проблемные ситуации, которые трудно, а чаще всего невозможно создать на обычном практическом занятии. В игре рождается плодотворное соревнование, подчиненное социально значимой идее — успешности общего действия и достижения поставлен­ной цели. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.

Для достижения поставленной цели проводится конкурс профессионального мастерства «Лучший химик-аналитик». Студентам предлагается выступить в роли лаборантов: индивидуально выполнить анализ растворов, содержащих различные катионы (качественный анализ), а также выполнить анализ и рассчитать массовую долю вещества в техническом образце, выбрав наиболее эффективный метод анализа (количественный анализ). В качестве экспертов в жюри представлены специалисты с различных предприятий г.Котовска, в том числе выпускники ГОУ СПО «Котовский индустриальный техникум», работающие по специальности. Все это конкурсы создает обстановку, приближенную к производственной

Успешное участие студента в деловой игре может служить объективным критерием его подготовленности к сдаче государственного экзамена и последующему изучению профильных дисциплин, поскольку «знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых факторов» (К. Гельвецкий).

hello_html_320ba43f.gif

ЦЕЛИ:

  1. Закрепить знания, полученные на уроках аналитической химии;

  2. Привитие соревновательных навыков, умения работать в группах, применять знания на практике;

  3. Форми­рование профессионального интереса;

  4. Развивать умение оценивать ситуацию и оперативно принимать правильное решение;

  5. Воспитание личной ответственности за порученное дело.

ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА:

Стенд "Неделя специальности 240505".

Название рабочих мест конкурсантов.

Плакат "Практике наука путь открывает, практика науке пищу дает!"

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

Таблицы растворимости, ПСХЭ, калькуляторы, карточки с индивидуальными заданиями, реактивы, химическая посуда, пробирки, растворы, образцы анализируемых веществ, индикаторы, дистиллированная вода.

ТСО:

Мультимедийный проектор (слайд-презентация), экран

Сценарий конкурса профессионального мастерства

«ЛУЧШИЙ ХИМИК-АНАЛИТИК».

  1. Вступительное слово преподавателя.

  2. Представление членов жюри.

  3. Конкурс «Лучший химик-аналитик»

Старт– «Визитная карточка команд» (девиз, эмблема)

I этап – «Теоретический» - «Химическая рулетка»

II этап – Викторина для болельщиков «Незнайкины вопросы»

III этап – Конкурс капитанов «Битва Титанов»

IV этап – «Качественный анализ»

Конкурс костюмов.

V этап – «Количественный анализ»

  1. Финиш «Пьедестал» - подведение итогов конкурса и награждение.

  1. Вступительное слово преподавателя (постановка цели, значение конкурса).

hello_html_m775feacf.jpg

Успех овладения будущей специальностью для студентов химических направлений во многом зависит от их умения интегрировать приобретенные знания по физико-химическим дисципли­нам. Аналитическая химия как наука о способах идентификации хими­ческих соединений, о принципах и методах определения состава веществ и их структуры занимает особое место в формировании навыков лаборанта.

Общий замысел предлагаемой игры основан на том, что студенты должны уметь адекватно выбрать и применить на практике различные химические и физико-химические методы качественного и количественного анализа индивидуального вещества.

Студентам предлагается выступить в роли лаборантов: индивидуально выполнить анализ растворов, содержащих различные катионы (качественный анализ), а также выполнить анализ и рассчитать массовую долю вещества в техническом образце, выбрав наиболее эффективный метод анализа (количественный анализ). В качестве экспертов в жюри представлены специалисты с различных предприятий г.Котовска, в том числе выпускники ГОУ СПО «Котовский индустриальный техникум», работающие по специальности. Все это создает обстановку, приближенную к производственной

Успешное участие студента в деловой игре может служить объективным критерием его подготовленности к сдаче государственного экзамена и последующему изучению профильных дисциплин, поскольку «знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых факторов» (К. Гельвецкий).

hello_html_m4e6a59d7.jpg

II .Представление членов жюри

hello_html_237e9658.jpg

  1. Председатель жюри – Зверева Е.А., технолог «Очистных

сооружений» Котовского филиала

Тамбовской сетевой компании;

  1. Члены жюри – Третьякова Т.В., председатель ПЦК социально-

экономических дисциплин ТОГБОУ СПО КИТ;

- Улуханова И.В., преподаватель аналитической

химии, методист ТОГБОУ СПО КИТ;

- Колмычкова С., выпускница 2009 года, техник-

лаборант ЛВТ ОАО КЛКЗ;

- Шикунова М., выпускница 2009 года, лаборант ЦЗЛ

ТПЗ;

- Панина Д., выпускница 2009 года, аппаратчица

производственного объединения «Салют» ТПЗ.

СТАРТ – «ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» - 10 баллов

Команды представляют эмблему и девиз.

hello_html_506e1c9.jpg

hello_html_m140990b4.jpg

Участники IV и V-го этапов получают задания и проходят на рабочие места для проведения анализов.

I этап (Теоретический) – «ХИМИЧЕСКАЯ РУЛЕТКА» - 30 баллов

( компьютерная игра)

hello_html_m2d0112b9.jpg

II этап (викторина для болельщиков) - 10 баллов

"НЕЗНАЙКИНЫ ВОПРОСЫ"

  1. Какую водку не станет пить даже самый горький пьяница? (царскую)

  2. В каком молоке не содержится молоко? (в известковом)

  3. Какую «адскую смесь» применяют в химической лаборатории для мытья химической посуды?

  4. Свойство, характеризующее не только химическую реакцию, но и живой организм, а также некоторые измерительные приборы. (чувствительность).

  5. Какая вода предназначена не для питья, а для качественного и количественного анализа. (дистиллированная вода).

  6. Что может созреть в лаборатории аналитической химии? (осадок)

  7. Какой термин применяется как в кинофильмах, так и в объемном анализе? (титр)

  8. Какое название имеет колба, используемая при титровании? (коническая)

  9. Слабительное средство, применяемое в методе нейтрализации. (фенолфталеин)

  10. Какая органическая кислота обязана своим названием зеленому растению? (щавелевая кислота)

  11. Почему соли Fe 2+при длительном хранении дают в растворе кроваво-красное окрашивание с KCNS? (двухвалентное железо легко окисляется в трехвалентное)

  12. Какое свойство воды называется термином из сопротивления материалов? (жесткость)

  13. Почему титрование в методе перманганатометрии проводят в кислой среде? (Лучше заметна точка эквивалентности: из белого цвета – в бледно-розовый)

  14. Название какого метода объемного анализа происходит от латинского слова «ни тот, ни другой»? (метод нейтрализации)

  15. Каким реактивом проверяют качество воды, в которой присутствие аммиака не допускается? (Реактив Несслера K2HgI4+ KOH)

  16. Какой лен не горит даже в самом горячем пламени? (Природное волокно – асбест – «горный лен»)

  17. «Блондинки» используют эту жидкость, аналитики всюду расходуют ее, хорошо очищает раны человека, шерсть, шелк не отбелят без нее. (Перекись водорода – Н2О2)

  18. Когда выполнение реакции является лишь началом продолжительного анализа? (В весовом анализе)

  19. Название какого измерительного стеклянного сосуда заимствовано из медицины? (пипетка)

  20. Из каких лент нельзя завязать бант? (Из лент, обозначающих тип фильтровальной бумаги («синяя лента», «красная лента», «белая лента»))

hello_html_2ece982a.jpg

hello_html_m3f260254.jpg

III этап (конкурс капитанов) – 24 баллов

«БИТВА ТИТАНОВ»

Задание №1 «ГЛАЗОМЕР» _ 5 баллов.

Определите на глаз объем жидкости в колбе.

Задание №2. «ЦВЕТООЩУЩЕНИЕ» - 10 баллов

Расположите пробирки с раствором по убыванию интенсивности окраски.

hello_html_m1e73c6af.jpg

Задание №3. «АНАГРАММЫ» - 9 баллов

Решите анаграммы, в результате должны получится химические термины.

IV этап – «КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ» 40 баллов

Даны растворы солей
-
Определите, какие катионы содержатся в каждом растворе.
- Проведите качественные реакции.
- Напишите уравнения соответствующих реакций.

Игрок №1
  • Ион Fe3+

  • Ион Pb 2+

hello_html_m7a95cba0.jpg

Игрок № 2
  • Ион Cu 2+

  • Ион Ba 2+

hello_html_68e6ac38.jpg

V этап – «КОЛЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ» - 70 баллов

  • 0,75 г технического хлорида калия растворили в мерной колбе на 100 мл. Определите массовую долю хлорида калия в техническом образце.

hello_html_3a52604c.jpg

hello_html_m70b63c14.jpg

hello_html_359a2fe1.jpg

ФИНИШ – «ПЬЕДЕСТАЛ»

Подведение итогов. Награждение победителей

hello_html_5ddf7141.jpg

hello_html_16fd49f0.jpg

hello_html_38295a9f.jpg

ПОБЕДИТЕЛИ,

hello_html_cfb17ed.jpg

НЕПОБЕЖДЕННЫЕ

hello_html_m2f16efed.jpg

САМЫЙ АКТИВНЫЙ БОЛЕЛЬЩИК ТОЖЕ НАГРАЖДЕН

hello_html_m590da2fe.jpg


Источник: https://infourok.ru/konkurs-professionalnogo-masterstva-luchshiy-himikanalitik-1345553.html




Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]


Областной конкурс профессионального мастерства «Славим человека труда!» Как связать свой браслет

Конкурсы профессионального мастерства лаборантов О проведении областных конкурсов "профессионального мастерства среди
Конкурсы профессионального мастерства лаборантов Quot;Белорусы у нас всегда в числе победителей". В Минске прошел конкурс
Конкурсы профессионального мастерства лаборантов Конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший наставник по.»
Конкурсы профессионального мастерства лаборантов Седьмой конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии»
Конкурсы профессионального мастерства лаборантов Конкурс профессионального мастерства Лучший химик-аналитик
Конкурсы профессионального мастерства лаборантов Лучший лаборант центральной химической лаборатории ТЭК - 2017
Конкурсы профессионального мастерства лаборантов Конкурсы профессионального мастерства лаборантов
1001 маска: домашние маски для лица, волос и тела Быстрая регулировка развала схождения на 2107 своими Жаккардовые узоры спицами: схемы для новичков и профи Как нарисовать губы карандашом Кровоточат десна : причины, профилактика и способы лечения болезни

Похожие новости